Бизнес-ТРИЗ

Технические инновации всегда были одним из важнейших факторов, определяющих прогресс человеческой цивилизации. Сегодня становится очевидно, что инновации в бизнесе и управлении не менее важны для успешной конкуренции. Современная бизнес среда чрезвычайно динамична, информационные технологии и глобальные сети устраняют границы, которые раньше удерживали бизнес в своих зонах комфорта, рынок постоянно требует более качественных и производительных услуг.

Мы стали свидетелями и испытали истинное значение эффекта «Черного лебедя», который распространился по всему миру и разрушил почти каждую бизнес-экосистему. Из-за факторов VUCA (волатильность, неопределенность, сложность и неоднозначность) в сочетании с постоянно растущим потребительским спросом на удовлетворение потребностей в реальном времени мы сталкиваемся с совершенно новой реальностью. Бизнесом больше нельзя управлять только с помощью компромиссов и оптимизации. Только последовательная работа по поиску и внедрению прорывных инновационных решений позволит обеспечить непрерывный деловой и социальный прогресс.

Но находить эффективные прорывные решения не так просто, поскольку зачастую они требуют устранения конфликта требований. Преодолевать противоречия нелегко из-за психологической инерции, которую мы привносим через социальные нормы, использование общего языка и определений, форм и традиций, культурного контекста и повседневных привычек. Это главная причина, по которой традиционные методы решения проблем и формирования идей оказываются неэффективными и зачастую контрпродуктивными с точки зрения затрачиваемых ресурсов.

ТРИЗ

В 1950х советский изобретатель Генрих Альтшуллер и его коллеги приступили к изучению накопленного массива патентов и изобретений с целью создать инструмент поиска и создания изобретательских решений. Альтшуллер был первым, кто применил эмпирический научный подход к изучению мирового патентного фонда. Исследования привели к  следующим открытиям:

  • 99,7% изобретений используют уже известный принцип решения.
  • Менее 0,3% являются изобретениями выского уровня, создающими новые области техники и технологий.
  • Прорывное изобретательское решение - это результат преодоления противоречия или комплекса противоречий.
  • Эволюция техногенных систем подчиняется определенным закономерностям вне зависимости от конкретной области.
  • Серийные изобретатели и сильные решатели используют универсальные шаблоны решений, накопленные за годы опыта, но практически всегда остающиеся невербализованными.
  • Модели и шаблоны решения проблем универсальны и применимы в разнообразных областях.
  • Новые инновационные идеи могут быть получены путем использования предыдущего опыта и моделей предыдущих решений.

Результаты исследований позволили создать Теорию Решения Изобретательских Задач – ТРИЗ.

Первоначально ТРИЗ разрабатывалась как теория и совокупность прикладных средств для поддержки решения так называемых “нестандартных” задач в технике: задач, которые не могут быть решены известными формальными методами, например, математической оптимизацией или изменением конфигурации. Такие проблемы требуют новых, нестандартных решений, неизвестных ранее. Обычно мы называем такие решения “инновационными” или “изобретательскими”, одновременно называя проблемы инновационными (или изобретательскими).

Прорывное решение возникает в результате устранения противоречия, создаваемого конфликтом требований - барьером, не позволяющим решить проблему известными способами. Мы привыкли думать в терминах оптимизации и компромиссов, в то время как прорывные решения требуют прорывного мышления. Таким образом, решая проблему с ТРИЗ, мы объединяем как процесс последовательных логических операций, так и эмпирический и творческий подходы.

Важным достижением исследований стало открытие механизмов, которые помогают преобразовать неопределенную исходную проблемную ситуацию в решение путем решения изобретательской задачи на абстрактном уровне, тем самым резко сокращая пространство поиска решения путем прямого перехода в область наиболее релевантных решений. Такой подход помогает повторно использовать предыдущий опыт, доступный в виде набора универсальных шаблонов решений, и многократно сокращает время и усилия, необходимые для решения инновационной задачи.

ЭВОЛЮЦИЯ ТРИЗ: БИЗНЕС ТРИЗ

В то время как ТРИЗ в настоящее время известна и используется в технической области, применение ТРИЗ в бизнесе и управлении было практически неизвестно. В этом нет ничего удивительного: ТРИЗ создавалась инженерами для инженеров. Подавляющее большинство профессионалов ТРИЗ в настоящее время работают в области технологий для таких компаний, как General Electric, Hyundai, Procter & Gamble, Intel, Samsung и им подобным, обеспечивая конвейер создания новых продуктов и технологий.

Кроме того, многие специалисты ТРИЗ, работающие в технических областях, смутно знакомы со спецификой бизнес-среды, поэтому прямое применение “технической” ТРИЗ для поиска прорывных решений в бизнесе и управлении не всегда было успешным. Потребовалась отдельная версия ТРИЗ для бизнеса и управления.

Тем не менее, за последние 15-20 лет ряд разработчиков ТРИЗ внесли значительный вклад в разработку бизнес-ориентированного инструментария ТРИЗ, который был успешно апробирован на решении сотен различных кейсов как в транснациональных компаниях, так и стартапах. Примеры подобных проектов:

  • Повышение эффективности продаж (промышленность)
  • Генерация новой маркетинговой концепции, которая помогла увеличить продажи (ИТ - услуги)
  • Разрешение ряда конфликтов в цепочке поставок (отрасли)
  • Изобретение новой бизнес-модели (маркетинговые услуги)
  • Разрешение конфликтов при корпоративном слиянии (телекоммуникационная отрасль)
  • Повышение эффективности учебного процесса (обучающие услуги)
  • Открытие нового рынка услуг (сельское хозяйство)
  • Определение ассортимента новых бизнес-продуктов и комбинаций “продукт-услуга” (сельское хозяйство)
  • Повышение степени идеальности услуги: увеличение стоимости при снижении затрат (автомобильные услуги)
  • Прогнозирование потенциальных неудач новой бизнес-модели (финансовые услуги)
  • Создание принципиально новых рекламных концепций (ИТ-индустрия)
  • Прогнозирование краткосрочной и долгосрочной эволюции конкретной услуги (ИТ-услуги)

Так появилась версия ТРИЗ для бизнеса и управления, сегодня также известная как «Бизнес-ТРИЗ». Она объединяет теорию, процессы и инструменты, позволяющие применять основную парадигму и базовые концепции ТРИЗ для поиска и создания новых инновационных решений в бизнесе и управлении.

Для расширения горизонтов применения Бизнес-ТРИЗ была создана Международная Ассоциация Бизнес ТРИЗ на основе межотраслевого и междисциплинарного сотрудничества, что активизирует дальнейшее развитие ее совокупности знаний, прецедентов использования и обмена опытом между бизнес-практиками.